Порядок восстановления заряда автомобильных аккумуляторов – предмет многочисленных практических советов специалистов. На фоне их обилия рекомендации относительно обслуживания используемых в быту аккумуляторных батарей теряются. Наши консультанты взялись поправить положение и объяснили общий принцип эффективного заряда необслуживаемых АКБ свинцово-кислотного типа, гелевых и AGM батарей, питающих различные механизмы.
Оказывается, режим заряда аккумуляторной батареи обуславливается режимом ее эксплуатации. Работа аккумулятора может быть буферной или циклической. Классический пример буферного регламента – источники бесперебойного питания. Их АКБ постоянно подзаряжается, а отдача энергии начинается лишь при отключении сетевого электричества, когда оно появляется, потраченный заряд снова компенсируется. Такой рабочий режим самый щадящий и обеспечивает долгий срок службы АКБ.
Оптимальное напряжение для зарядки батареи в буферном режиме рассчитывается, исходя из количества элементов АКБ. Номинальное значение напряжения 1 элемента батареи свинцово-кислотного типа равняется 2 V. Для заряда следует выбрать 2,27 – 2,30 V на элемент. Поскольку в бытовых аккумуляторах чаще всего предусмотрено 3 элемента (6-вольтовые батареи) или 6 элементов (12-вольтовые), то для первого случая потребуется напряжение в 6,8 – 6,9 V, а для второго – 13,6 – 13,8 V. Такие же параметры справедливы для AGM и гелевых АКБ. Зарядный ток при этом ограничивается 30 % заявленной 10-часовой емкости свинцово-кислотной батареи и 20% – гелевой.
Другой вариант – циклический режим работы. Он предусмотрен, например, в детском электромобиле, системе автономного электропитания (где применяются альтернативные источники энергии), поломоечной машине. При интенсивном использовании их аккумуляторы проходят минимум 1 цикл заряда/разрядки в сутки. Столь суровый режим обуславливает исчисление срока службы АКБ не в отрезках времени, а в количестве циклов с учетом глубины разряда.
Правильная зарядка в циклическом режиме – это 2,4 – 2,45 V/эл. (для AGM АКБ), 2,35 V/эл. (для гелевых) и ток заряда в 20% от заявленной 10-часовой емкости батареи.
Продолжительность процесса восстановления уровня заряда определяется разряженностью батареи. Как правило, севшая АКБ при циклическом режиме полностью заряжается в течение 10 часов, а при буферном – за 30 – 48 часов. Более детальные рекомендации, как отмечают специалисты, прописаны в технической документации батареи.